Интерактивный музей спорта

Парусный спорт Ленинграда конца ХХ века в фалеристике.

Со времени опубликования в 1841 году стихотворения М.Ю. Лермонтова, созданного на берегу Финского залива в окрестностях Санкт-Петербурга, у города появился, своего рода литературный «бренд»: «Парусная столица России».

Наглядное подтверждение этому содержится и в публикации журналом «Петербургский коллекционер» №1(81) 2014 г. статей В. Холкина: «История спорта Санкт-Петербурга-Петрограда-Ленинграда в знаках и жетонах. Парусный спорт. Буерный спорт», с цветными иллюстрациями миниатюр, вручавшихся победителям многочисленных городских соревнований дореволюционного (до 1917 г.) и довоенного (до 1941г.) периодов.

Вместе с тем, до настоящего времени, остается не исследованным и не введенным в научный оборот, имеющийся спортивно-исторический пласт, связанный с послевоенной фалеристикой этих вида спорта, в первоначальной основе которого лежит парус.

Вплоть до середины 50-х годов ХХ века, в силу ряда объективных обстоятельств, связанных, в том числе и с восстановлением разрушенного в период Великой Отечественной войны народного хозяйства страны, изготовление спортивных знаков, в том числе и в нашем городе, в современном понимании, практически не производилось.

В 60-е годы заканчивалась эпоха изготовления дорогостоящих жетонов и знаков, вручавшихся ранее победителям тех или иных спортивных соревнований. В рамках популяризации видов спорта страна перешла на выпуск массовой, более дешевой в стоимостном выражении алюминиевой сувенирной и памятной продукции (так именовались значки в производственных коллективах, где было организовано их производство).

Парусный спорт Ленинграда конца ХХ века в фалеристике.

Своего рода приятное исключение из правил того периода времени — появление в 1968 году значка, выполненного, предположительно из мельхиора, неустановленным предприятием, которым отмечено 250-летие речного яхт-клуба (илл.1), много сделавшего за период своей истории в развитии парусного спорта.

С точки зрения фалеристики пикантность истории создания этой миниатюры заключается в том, что на поле одного из помещённых парусов проставлена дата: «1718» — год основания Санкт-Петербургского речного клуба, а поле второго паруса с датой: «1968» венчает заглавная буква «Л» — эмблема спортивного Ленинграда. И нигде не указан элемент исторической преемственности. Таковы были идеологические установки того периода времени.

Парусный спорт Ленинграда конца ХХ века в фалеристике.

А вот, своего рода иллюстрацией безликости, стал значок (илл.2), также неизвестного предприятия, выполненного для членов Ленинградского Центрального яхт-клуба (в настоящее время Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов). Вместе с тем, до сих пор, нет необходимых подтверждений этого и других сведений, нужных для его каталогизации.

Кстати, фалеристика отмечает, что пропаганда деятельности и так небольшого количества яхт-клубов, существовавших и существующих в городе, посредством изготовления и распространения спортивной атрибутики, в том числе и значков, практически не проводилась.

Парусный спорт Ленинграда конца ХХ века в фалеристике.

Известен лишь один значок яхт-клуба «ЛОЦИЯ», да и то имеющего на поле Андреевского флага стилизованные контуры парусника и аббревиатуру «СК» (спортивный клуб), Убедиться в его принадлежности Ленинградскому кораблестроительному институту (ныне Санкт-Петербургскому государственному морскому техническому университету) можно лишь поверив на слово его обладателям, ибо сама миниатюра об этом умалчивает (илл.3).

О сегодняшнем периоде времени я вообще не говорю, в связи с полным отсутствием какой-либо информации по данному вопросу.

Итак, возвратимся к хронологии.

В 1947 году редакция газеты «Вечерний Ленинград» учредила приз

«Кубок Большой Невы». Изображение награды, история его создания, некоторые воспоминания об обладателях, содержится на соответствующем интернетовском сайте. Начало же выпуска соответствующих значков к ежегодным, в том числе и парусным стартам, изготовителем которых был Ленинградский завод «Ленэмальер» (товарный знак «ЛЭ»), можно отнести только к 60-годам прошлого века.

Парусный спорт Ленинграда конца ХХ века в фалеристике.

Дело в том, что соответствующая документальная информация предприятия о выпуске продукции, в том числе и значков, не сохранилась. На выпускаемых же миниатюрах, в силу ряда субъективных причин, не проставлялись даты проведения соревнований (илл.4),

что, безусловно, снижает их памятную ценность, но на обороте помещалась фраза: «НА ПРИЗ ВЕЧЕРНЕГО ЛЕНИНГРАДА».

В 1969 году редакция журнала «Катера и яхты», издательство которого находилось и находится в нашем городе, стала инициатором проведения всесоюзной парусной регаты, получившей первоначальное название «Кубок Балтийского моря»с учреждением соответствующего приза.

Парусный спорт Ленинграда конца ХХ века в фалеристике.

Удивительно, но на поле имеющегося значка (илл.5), изготовленного эстонским предприятием «NORMA»и посвященного, как можно предположить, этому событию (издание позиционируется как «СБОРНИК»), отсутствует информация об уровне соревнований, месте их проведения.

В 1970 году участников соревнования приятно порадовали умельцы одного из цехов Ленинградского оптико — механического объединения (ЛОМО), изготовивших к стартам II всесоюзных парусных гонок «Кубок Балтики»

Парусный спорт Ленинграда конца ХХ века в фалеристике.из оптического стекла ряд миниатюр. На одной из них, имеющейся в моей коллекции и не без основания считающейся «памятной», указано слово «УЧАСТНИК» (илл.6).

Об изготовлении значков, популяризирующих «Кубок Балтики» -1971 до настоящего времени ничего не известно.

Парусный спорт Ленинграда конца ХХ века в фалеристике.

Зато к следующим стартам «Кубок Балтики» -1972 вновь появились значки из оптического стекла, причем в трех цветовых гаммах (илл.7).

Парусный спорт Ленинграда конца ХХ века в фалеристике.

На скромном сувенирном, а одновременно и памятном значке, выполненном в 1973 году Ленинградским монетным двором («ЛМД»), чётко обозначены не только контуры паруса, с соответствующей датой соревнования, но и его название. Кроме того, на поле помещён «кораблик» — элемент украшения шпиля Адмиралтейства — узнаваемый во всём мире символ Ленинграда – Петербурга (илл.8).

Парусный спорт Ленинграда конца ХХ века в фалеристике.

Коллекционеры не оставляют попыток устранить «белые пятна», кажется вроде бы в простом вопросе, о полной хронологии фалеристической составляющей этих соревнований. Главный вопрос заключается в том, что и на имеющихся значках отсутствуют даты их проведения. Этим страдает миниатюра, выполненная «Мастерскими Управления спортивных сооружений Исполкома Ленсовета» с помещенными на поле фразами на русском и английском языках: «КУБОК БАЛТИКИ» — «BALTIK SEA CUP» (илл.9).

Парусный спорт Ленинграда конца ХХ века в фалеристике.

Этот же недостаток, а кроме того и некоторая двусмысленность, отмечается и на значке «ЛМД», где помещены название журнала «КАТЕРА И ЯХТЫ» и спортивного соревнования: «КУБОК БАЛТИКИ». Однако, исходя из текстового смысла и отсутствия даты, совершенно непонятно, что планировал пропагандировать, в данном случае заказчик «изделия», то ли сам журнал, то ли проводимые соревнования (илл.10.).Достоверных сведений о выпуске значков к Кубку Балтики -1974 пока не найдено.

Парусный спорт Ленинграда конца ХХ века в фалеристике.

Следующий по хронологии значок, выполненный «ЛМД», вновь относит нас к стартам «КУБОК БАЛТИКИ»-1975, память о которых сохранена не только в официальных спортивных протоколах, но и в этой миниатюре (илл.11).

Кстати, какой – либо информации о выпуске значков к последующим соревнованиям в 1976-1977 годах пока обнаружить не удалось.

А вот, можно сказать случайно, найденная в журнале «Петербургский коллекционер» №6 (104) 2017 г., статья: «Продукция Ленинградского монетного двора за 1978 год», содержит, в том числе сведения, о выпуске предприятием значка «КУБОК БАЛТИКИ» тиражом 1000 штук. Следовательно, фалеристам этой темы осталось немногое – найти миниатюру в свои коллекции, уточнив, естественно, её авторов, в том числе художника и гравёра.

Поиски значков и официальных сведений об их возможных выпусках (или не выпусках) к стартам «КУБОК БАЛТИКИ» последующих 1979- 1983 годов пока не увенчались успехами.

Парусный спорт Ленинграда конца ХХ века в фалеристике.

В 1984 году на груди у участников стартов «КУБОК БАЛТИКИ» появилась, как элементы морального поощрения, оригинально выполненные «ЛМД» значки в виде круга – земного шара и стилизованного изображения разноцветного паруса (илл. 12).

Следующее четырёхлетие — это пора «перестройки» и в спорте нашей страны, когда спрашивать об элементах пропаганды спортивной атрибутики было просто неловко. Естественно, никакой достоверной информации об изготовлении значков не было и нет.И всё же никто не мог предположить, что в 1988 году старты «КУБОК БАЛТИКИ» будут последними.

Прошли годы. Казалось бы, коллекционная тема закрыта и не имеет никакой перспективы для продолжения.

Однако, на интернетовском сайте «Кубок Балтийского моря» (новое название старого соревнования «Кубок Балтики») появилась информация о возрождении, с 2007 года, подобного рода парусных гонок.

Парусный спорт Ленинграда конца ХХ века в фалеристике.

А вот о фалеристической составляющей этих соревнований, хотя прошло уже более 10 лет, коллекционерам опять ничего не известно.

Еще более скромна спортивная атрибутики нашего города,в плане изготовления значков, посвященных буерному спорту.

Так, в 1975 году увидела свет миниатюра (илл.13), изготовленная к стартам чемпионата СССР на предприятии, товарный знак которого представляет щит с заглавной буквой «Л» увенчанной пятиконечной звездой (название этого коллектива до настоящего времен документально не установлено и, в дальнейшем, по тексту, будет именоваться «Л*»).

Парусный спорт Ленинграда конца ХХ века в фалеристике.

В следующем, 1976 году появился значок, вновь выполненный «Л*» с контурами буера, именем города и датой, но понять, к какому рангу соревнований он изготовлен, непосвященному болельщику, на которого видимо и была рассчитана эта миниатюра (илл.14), довольно трудно.

 

 

Парусный спорт Ленинграда конца ХХ века в фалеристике.

12 лет спустя, в 1988 году, городу было доверено проведение соответствующего чемпионата Европы и Мира. Значок, выполненный «ЛМД», стал, наряду с удачными стартами команд, весьма достойным украшением этого спортивного праздника (илл.15).

Вот таковы скромные, не претендующие пока на полноту, итоги фалеристической составляющей прошедших в нашем городе парусных соревнований второй половины ХХ века.

Приходится ещё раз напомнить прописную истину, что во всём мире изготовление спортивной сувенирной продукции, в том числе значков, это не только реклама вида спорта и здорового образа жизни, но и прибыльный бизнес.

Хочется надеяться, что значки будущих Санкт-Петербургских соревнований этих видов спорта мужественных, теперь уже ХХI века, помогут продолжить написание возможностями фалеристики спортивной истории

города.

С уважением Б. Ларионов

24 марта 2018 г.

Закрыть меню

Дорогие друзья!

Мы будем признательны Вам за поддержку нашего проекта,
дополнения, уточнения к материалам о людях и событиях
из истории спорта Санкт-Петербурга.
close-link