Со времени опубликования в 1841 году стихотворения М.Ю. Лермонтова, созданного на берегу Финского залива в окрестностях Санкт-Петербурга, у города появился, своего рода литературный «бренд»: «Парусная столица России».
Наглядное подтверждение этому содержится и в публикации журналом «Петербургский коллекционер» №1(81) 2014 г. статей В. Холкина: «История спорта Санкт-Петербурга-Петрограда-Ленинграда в знаках и жетонах. Парусный спорт. Буерный спорт», с цветными иллюстрациями миниатюр, вручавшихся победителям многочисленных городских соревнований дореволюционного (до 1917 г.) и довоенного (до 1941г.) периодов.
Вместе с тем, до настоящего времени, остается не исследованным и не введенным в научный оборот, имеющийся спортивно-исторический пласт, связанный с послевоенной фалеристикой этих вида спорта, в первоначальной основе которого лежит парус.
Вплоть до середины 50-х годов ХХ века, в силу ряда объективных обстоятельств, связанных, в том числе и с восстановлением разрушенного в период Великой Отечественной войны народного хозяйства страны, изготовление спортивных знаков, в том числе и в нашем городе, в современном понимании, практически не производилось.
В 60-е годы заканчивалась эпоха изготовления дорогостоящих жетонов и знаков, вручавшихся ранее победителям тех или иных спортивных соревнований. В рамках популяризации видов спорта страна перешла на выпуск массовой, более дешевой в стоимостном выражении алюминиевой сувенирной и памятной продукции (так именовались значки в производственных коллективах, где было организовано их производство).
Своего рода приятное исключение из правил того периода времени — появление в 1968 году значка, выполненного, предположительно из мельхиора, неустановленным предприятием, которым отмечено 250-летие речного яхт-клуба (илл.1), много сделавшего за период своей истории в развитии парусного спорта.
С точки зрения фалеристики пикантность истории создания этой миниатюры заключается в том, что на поле одного из помещённых парусов проставлена дата: «1718» — год основания Санкт-Петербургского речного клуба, а поле второго паруса с датой: «1968» венчает заглавная буква «Л» — эмблема спортивного Ленинграда. И нигде не указан элемент исторической преемственности. Таковы были идеологические установки того периода времени.
А вот, своего рода иллюстрацией безликости, стал значок (илл.2), также неизвестного предприятия, выполненного для членов Ленинградского Центрального яхт-клуба (в настоящее время Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов). Вместе с тем, до сих пор, нет необходимых подтверждений этого и других сведений, нужных для его каталогизации.
Кстати, фалеристика отмечает, что пропаганда деятельности и так небольшого количества яхт-клубов, существовавших и существующих в городе, посредством изготовления и распространения спортивной атрибутики, в том числе и значков, практически не проводилась.
Известен лишь один значок яхт-клуба «ЛОЦИЯ», да и то имеющего на поле Андреевского флага стилизованные контуры парусника и аббревиатуру «СК» (спортивный клуб), Убедиться в его принадлежности Ленинградскому кораблестроительному институту (ныне Санкт-Петербургскому государственному морскому техническому университету) можно лишь поверив на слово его обладателям, ибо сама миниатюра об этом умалчивает (илл.3).
О сегодняшнем периоде времени я вообще не говорю, в связи с полным отсутствием какой-либо информации по данному вопросу.
Итак, возвратимся к хронологии.
В 1947 году редакция газеты «Вечерний Ленинград» учредила приз
«Кубок Большой Невы». Изображение награды, история его создания, некоторые воспоминания об обладателях, содержится на соответствующем интернетовском сайте. Начало же выпуска соответствующих значков к ежегодным, в том числе и парусным стартам, изготовителем которых был Ленинградский завод «Ленэмальер» (товарный знак «ЛЭ»), можно отнести только к 60-годам прошлого века.
Дело в том, что соответствующая документальная информация предприятия о выпуске продукции, в том числе и значков, не сохранилась. На выпускаемых же миниатюрах, в силу ряда субъективных причин, не проставлялись даты проведения соревнований (илл.4),
что, безусловно, снижает их памятную ценность, но на обороте помещалась фраза: «НА ПРИЗ ВЕЧЕРНЕГО ЛЕНИНГРАДА».
В 1969 году редакция журнала «Катера и яхты», издательство которого находилось и находится в нашем городе, стала инициатором проведения всесоюзной парусной регаты, получившей первоначальное название «Кубок Балтийского моря»с учреждением соответствующего приза.
Удивительно, но на поле имеющегося значка (илл.5), изготовленного эстонским предприятием «NORMA»и посвященного, как можно предположить, этому событию (издание позиционируется как «СБОРНИК»), отсутствует информация об уровне соревнований, месте их проведения.
В 1970 году участников соревнования приятно порадовали умельцы одного из цехов Ленинградского оптико — механического объединения (ЛОМО), изготовивших к стартам II всесоюзных парусных гонок «Кубок Балтики»
из оптического стекла ряд миниатюр. На одной из них, имеющейся в моей коллекции и не без основания считающейся «памятной», указано слово «УЧАСТНИК» (илл.6).
Об изготовлении значков, популяризирующих «Кубок Балтики» -1971 до настоящего времени ничего не известно.
Зато к следующим стартам «Кубок Балтики» -1972 вновь появились значки из оптического стекла, причем в трех цветовых гаммах (илл.7).
На скромном сувенирном, а одновременно и памятном значке, выполненном в 1973 году Ленинградским монетным двором («ЛМД»), чётко обозначены не только контуры паруса, с соответствующей датой соревнования, но и его название. Кроме того, на поле помещён «кораблик» — элемент украшения шпиля Адмиралтейства — узнаваемый во всём мире символ Ленинграда – Петербурга (илл.8).
Коллекционеры не оставляют попыток устранить «белые пятна», кажется вроде бы в простом вопросе, о полной хронологии фалеристической составляющей этих соревнований. Главный вопрос заключается в том, что и на имеющихся значках отсутствуют даты их проведения. Этим страдает миниатюра, выполненная «Мастерскими Управления спортивных сооружений Исполкома Ленсовета» с помещенными на поле фразами на русском и английском языках: «КУБОК БАЛТИКИ» — «BALTIK SEA CUP» (илл.9).
Этот же недостаток, а кроме того и некоторая двусмысленность, отмечается и на значке «ЛМД», где помещены название журнала «КАТЕРА И ЯХТЫ» и спортивного соревнования: «КУБОК БАЛТИКИ». Однако, исходя из текстового смысла и отсутствия даты, совершенно непонятно, что планировал пропагандировать, в данном случае заказчик «изделия», то ли сам журнал, то ли проводимые соревнования (илл.10.).Достоверных сведений о выпуске значков к Кубку Балтики -1974 пока не найдено.
Следующий по хронологии значок, выполненный «ЛМД», вновь относит нас к стартам «КУБОК БАЛТИКИ»-1975, память о которых сохранена не только в официальных спортивных протоколах, но и в этой миниатюре (илл.11).
Кстати, какой – либо информации о выпуске значков к последующим соревнованиям в 1976-1977 годах пока обнаружить не удалось.
А вот, можно сказать случайно, найденная в журнале «Петербургский коллекционер» №6 (104) 2017 г., статья: «Продукция Ленинградского монетного двора за 1978 год», содержит, в том числе сведения, о выпуске предприятием значка «КУБОК БАЛТИКИ» тиражом 1000 штук. Следовательно, фалеристам этой темы осталось немногое – найти миниатюру в свои коллекции, уточнив, естественно, её авторов, в том числе художника и гравёра.
Поиски значков и официальных сведений об их возможных выпусках (или не выпусках) к стартам «КУБОК БАЛТИКИ» последующих 1979- 1983 годов пока не увенчались успехами.
В 1984 году на груди у участников стартов «КУБОК БАЛТИКИ» появилась, как элементы морального поощрения, оригинально выполненные «ЛМД» значки в виде круга – земного шара и стилизованного изображения разноцветного паруса (илл. 12).
Следующее четырёхлетие — это пора «перестройки» и в спорте нашей страны, когда спрашивать об элементах пропаганды спортивной атрибутики было просто неловко. Естественно, никакой достоверной информации об изготовлении значков не было и нет.И всё же никто не мог предположить, что в 1988 году старты «КУБОК БАЛТИКИ» будут последними.
Прошли годы. Казалось бы, коллекционная тема закрыта и не имеет никакой перспективы для продолжения.
Однако, на интернетовском сайте «Кубок Балтийского моря» (новое название старого соревнования «Кубок Балтики») появилась информация о возрождении, с 2007 года, подобного рода парусных гонок.
А вот о фалеристической составляющей этих соревнований, хотя прошло уже более 10 лет, коллекционерам опять ничего не известно.
Еще более скромна спортивная атрибутики нашего города,в плане изготовления значков, посвященных буерному спорту.
Так, в 1975 году увидела свет миниатюра (илл.13), изготовленная к стартам чемпионата СССР на предприятии, товарный знак которого представляет щит с заглавной буквой «Л» увенчанной пятиконечной звездой (название этого коллектива до настоящего времен документально не установлено и, в дальнейшем, по тексту, будет именоваться «Л*»).
В следующем, 1976 году появился значок, вновь выполненный «Л*» с контурами буера, именем города и датой, но понять, к какому рангу соревнований он изготовлен, непосвященному болельщику, на которого видимо и была рассчитана эта миниатюра (илл.14), довольно трудно.
12 лет спустя, в 1988 году, городу было доверено проведение соответствующего чемпионата Европы и Мира. Значок, выполненный «ЛМД», стал, наряду с удачными стартами команд, весьма достойным украшением этого спортивного праздника (илл.15).
Вот таковы скромные, не претендующие пока на полноту, итоги фалеристической составляющей прошедших в нашем городе парусных соревнований второй половины ХХ века.
Приходится ещё раз напомнить прописную истину, что во всём мире изготовление спортивной сувенирной продукции, в том числе значков, это не только реклама вида спорта и здорового образа жизни, но и прибыльный бизнес.
Хочется надеяться, что значки будущих Санкт-Петербургских соревнований этих видов спорта мужественных, теперь уже ХХI века, помогут продолжить написание возможностями фалеристики спортивной истории
города.
С уважением Б. Ларионов
24 марта 2018 г.