Интерактивный музей спорта

18 января 1943 года – День прорыва блокады Ленинграда. ​

В ходе операции «Искра» 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов, Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия удалось преодолеть эшелонированную оборону врага.
БЛОКАДА БЫЛА ПРОРВАНА!
7 февраля в Ленинград пришёл первый поезд с Большой Земли.
Полностью удалось снять блокаду Ленинграда лишь через год 27 января 1944 года.
18 января 1943 года – День прорыва блокады Ленинграда. ​

НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!
ЧТИМ ГЕРОЕВ ЛЕНИНГРАДА!
77 лет отделяют нас от того дня, когда в результате кровопролитных боев соединились войска Ленинградского и Волховского фронтов. Осажденный, измученный бомбежками, голодом и холодом город получил сухопутную связь со страной.
В эти дни мы вспоминаем героических бойцов, форсировавших Неву и штурмовавших вражеские укрепления, и тружеников, которые в кратчайшие сроки построили мост через Неву и железнодорожную ветку, по которой пошли поезда с продовольствием.

Прорыв блокады вселял уверенность в неминуемой победе над врагом во всей стране, укреплял силы защитников и жителей блокадного города!
18 января 1943 года – День прорыва блокады Ленинграда. ​

Как «прорывали» блокаду Ленинграда: Операция «Искра»

12 января 1943-го советскими войсками была начата деблокирующая ленинградская операция «Искра». После мощного артиллерийского огня пошли в атаку ударные отряды Волховского и Ленинградского фронтов, 2-я, 67-я армии.
К 18 января блокада Ленинграда была прорвана, что стало переломным моментом в большом сражении за город. Но сегодня всё чаще звучит мнение, что цена этой победы оказалась слишком велика.
18 января 1943 года – День прорыва блокады Ленинграда. ​
В начале 1943 года положение взятого в кольцо немцами Ленинграда выглядело очень сложным. Ленинградский фронт и Балтийский флот оставались изолированными от других красноармейских сил. В 1942 году совершались попытки разблокировать город посредством наступательных Любанской и Синявинской операций. Но никаких успехов эти действия не принесли. Территории между Волховским и Ленинградским фронтами занимали гитлеровские части. На улицах второй советской столицы по-прежнему рвались снаряды и бомбы, погибали люди, разрушались здания. Городу постоянно угрожали авианалёты и артиллерийские обстрелы. В результате высочайшей смертности, эвакуаций и армейских призывов население Ленинграда за год уменьшилось на 2 млн человек и составляло лишь 650 тысяч.

Отсутствие сухопутного сообщения с подконтрольной СССР территорией вызывало серьезнейшие трудности с подвозом топлива, сырья для предприятий, продуктов питания и предметов первой необходимости для гражданских. В таких условиях необходимо было действовать срочно и результативно. Потеря Ленинграда означала бы моральный крах всего фронта. Поэтому командование приняло решение готовиться к наступлению. 2 декабря 1942-го была утверждена наступательная операция «Искра».
Прорыв — дело чести

К участию в «Искре» планировалось привлечь Ленинградский и Волховский фронты, которые разделял примыкающий к Ладожскому озеру коридор в 15 км. Общий контроль операции от Ставки возлагался на Маршала Ворошилова и на тот момент еще генерала армии Жукова. Кстати, звание маршала он получил в разгар «Искры». За группой Волховского фронта закреплялся главный удар в направлении поселка Синявино с прорывом фашистской обороны и соединением с Ленинградской группой. Последняя, в свою очередь, должна была наступать навстречу, прорывая оборону по линии Дубровка – Шлиссельбург.

Все действия обеспечивались авиационной поддержкой воздушных войск, а артиллерийской – со стороны Ладожской военной флотилии совместно с Балтийским флотом. Общее число участников операции «Искра» составляло более 300 тысяч человек живой силы, до 5 тысяч орудий, более полутысячи танков и 800 самолётов. Военно-автомобильный путь по озерному льду и перевалочные прибрежные базы прикрывались от вероятных ударов люфтваффе соединениями Ладожского ПВО.

Подготовка к проведению операции «Искра» велась с декабря 1942-го по начало января 1943-го. Все задействованные группировки были стопроцентно укомплектованы личным составом, необходимым количеством боевой техники, орудий и боеприпасов. Привлечённые инженерные войска возвели множество колонных путей и переправ, предназначавшихся для переброски подкреплений. В ходе подготовки особое внимание уделялось обучению военнослужащих. Активно велась воздушная разведка с фотосъёмкой, что позволяло составлять максимально точные карты. При этом работа шла в условиях повышенной секретности.

Рокировка частей производилась лишь в ночное время суток либо в плохих погодных условиях, что обеспечивало безопасность от возможного обнаружения советских группировок вражеской авиацией. Разведка была активизирована по всей прифронтовой линии, враг не должен был разгадать намерения советского командования. Да и осведомленных о самом плане операции было немного, «Искра» разрабатывалась строго ограниченным кругом штабных сотрудников. Но в январе 1943-го, незадолго до начала наступательной операции, противнику стало известно о полной готовности советских войск к атаке. Но сведения о времени и месте проведения операции до последнего момента оставались для гитлеровского командования загадкой. 10 января 1943 года, перед началом «Искры», в местный штаб прибыл Жуков, пожелавший лично убедиться в достаточной готовности на всех уровнях. Жукова ознакомили с положением дел в ударных армиях, по его приказу устранились последние обнаруженные недоработки. В ночь на 11 января 1943 года войска заняли исходные позиции.
Масштабы сражений и перелом фронта

Загремели мощнейшие бои. На кону у Красной армии стоял не только крупнейший советский город, но и честь всего фронта. Нельзя было сдаваться и немцам. После сложнейших атак и неимоверных потерь в полночь 18 января радиодиктор объявил, что военная блокада прорвана. Ленинградские улицы и проспекты накрыло всеобщее ликование. Не сдерживая эмоций, ленинградцы неустанно благодарили военных за прорыв блокады. Конечно, достигнутый результат в общевоенных масштабах выглядел достаточно скромно, ведь ширина образованного коридора составляла от силы 11 км. Основная суть заключалась в символическом значении прорыва. Улучшилось и материально-техническое снабжение города. Оперативно были проложены новая железнодорожная линия, автомагистраль и несколько переправ через Неву. Уже 7 февраля Финляндский вокзал встретил первый поезд с так называемой «Большой Земли».
18 января 1943 года – День прорыва блокады Ленинграда. ​
В Ленинграде стали действовать общегосударственные нормы продовольственного снабжения, что резко улучшило жизнь ленинградцев и положение войск по Ленинградскому фронту. После прорыва в ходе операции «Искра» исчезла возможность штурма города немецкими войсками – огневая инициатива по Северо-Западному направлению окончательно отошла советским войскам. Такое положение дел позволило не просто развивать достигнутый успех, но и осуществить более масштабное наступление, полностью снявшее блокаду Ленинграда.
Общие военные потери в операции «Искра» с 12 по 30 января составили более 34 тысяч убитыми, более 4 десятков танков, свыше 400 орудий и минимум 40 самолетов. Отдельные историки оспаривают официальные данные, приводя многократно большие цифры. Почти 20 тысяч бойцов и командиров удостоились высоких наград, а 25 человек получили звание Героя Советского Союза.

Закрыть меню

Дорогие друзья!

Мы будем признательны Вам за поддержку нашего проекта,
дополнения, уточнения к материалам о людях и событиях
из истории спорта Санкт-Петербурга.
close-link